09.04.2017

Пестициды отшибают пчёлам память

Отравление пестицидами нарушает работу пространственной памяти у пчёл — к такому выводу пришли учёные из Университета Роял-Холлоуэй (Royal Holloway, University of London) и Имперского колледжа Лондона (Imperial College London). Насекомые забывают, на каких цветках они уже побывали, и возвращаются на них снова. В результате они пренебрегают ценными источниками пищи, тратят больше сил, собирают меньше нектара и, возможно, забывают дорогу домой. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

В результате отравления пестицидами пчёлы могут забыть, какие цветы они уже посещали

«Пространственная память жизненно необходима полевым пчёлам, которым нужно помнить, где находятся хорошие источники нектара, но избегать цветов, которые они уже опустошили, — говорит ведущий автор работы Лиз Самуэльсон (Liz Samuelson). — Наши результаты показали, что пестициды влияют на пространственную память, и это позволяет предположить, что пчёлы, которые подвергаются воздействию этих химикатов в естественных условиях, могут менее эффективно собирать корм и даже забывать дорогу в улей».

Примерно две трети важных для человека растений опыляют животные, и активнее всего — насекомые, в том числе пчёлы. Неудивительно, что учёные не оставили без внимания масштабное вымирание окультуренных насекомых, начавшееся в 90-е. Едва ли не главной угрозой для пчёл считают пестициды — химические препараты для борьбы с вредителями и сорняками. Один из самых популярных классов пестицидов — неоникотиноиды. Хотя эти вещества созданы вовсе не для убийства пчёл, при применении против вредителей они попадают на растения и распространяются по всем их частям, включая цветки; когда пчёлы пытаются собрать с последних нектар, они подвергаются воздействию яда.

Радиальный восьмирукавный лабиринт - установка для экспериментов над грызунами

Исследователи решили оценить влияние неоникотиноидов на опылителей. Для этого они использовали установку, которая обычно применяется для экспериментов над крысами — радиальный восьмирукавный лабиринт. В ходе этого теста грызуны должны запомнить, в каком из коридоров получили лакомство, чтобы не возвращаться туда повторно. Для пчёл лабиринт развернули вертикально, а вместо кусочков пищи прикрепили искусственные цветы. Первый этап испытаний показал, что насекомые не действуют наугад и не подчиняются одной раз и навсегда заданной системе — например, летая только по часовой стрелке — а действительно используют пространственную память. Результаты теста сравнили с данными компьютерной симуляции методом Монте-Карло, и выяснилось, что даже после миллиона итераций живые пчёлы справляются с задачей лучше, чем симуляция.

Затем опылителей разделили на 4 группы. Три из них получили 0,09 нг, 0,37 нг и 2,5 нг неоникотиноида «Тиаметоксама» соответственно, а четвёртая группа была контрольной и осталась без инсектицида. Через 45 минут тест повторили. Оказалось, что влияние химикатов на пчёл коррелирует с размером: крупные насекомые страдали от потери памяти и часто возвращались на одни и те же цветы, а у мелких таких проблем не возникало. При этом с контрольной группой не могли сравняться не только те, кто получил самую высокую дозу, но и опылители, которым досталось всего 0,37 нг.

Аналог радиального восьмирукавного лабиринта для пчёл

Новое исследование вышло как раз вовремя: сейчас Европейский союз рассматривает меры по ограничению применения неоникотиноидов, окончательное решение будет опубликовано в январе 2017 года. «Мы продолжаем изучать позитивное и негативное воздействие человека на популяцию пчёл, и пытаемся оценить, как на них влияет расширение городских территорий, — говорит Самуэльсон. — В частности, нас интересует, достаточно ли в городах пищи для пчёл и как количество доступного корма (нектара и цветочной пыльцы) влияет на рост колоний».

Юлия Коровски