01.10.2018

У пчел нашли аналог расстройств аутистического спектра

В семьях медоносных пчел существуют отдельные насекомые, которые мало контактируют с сородичами и не участвуют в общей деятельности: защите колонии от врагов или уходе за личинками. Новое исследование показало, что активность генов в мозге таких пчел имеет общие черты с генетическими профилями людей, у которых наблюдаются расстройства аутистического спектра.

Чтобы выделить асоциальных пчел, Хагай Шпиглер (Hagai Shpigler) из Университета штата Иллинойс и его коллеги проводили два теста. В одном в группу пчел подсаживали пчелу из другой семьи. Обычно появление чужака вызывает у пчел агрессию. В другом тесте к пчелам помещали личинку пчелиной матки, присутствие которой обычно активирует у них инстинкт кормления. Испытания прошли 245 групп по десять пчел из семи различных семей. Большинство насекомых вело себя, как от них ожидали. Но около 14 % не принимали участия в общих действиях.

Затем исследователи изучили гены, активные в грибовидных телах (corpora pedunculata) головного ганглия пчел. Эта часть их нервной системы отвечает за сложные действия, поэтому ее иногда называют «головным мозгом» насекомых. Профиль генетической активности в нейронах грибовидных тел у социальных и асоциальных пчел оказался различным. Более того, когда ученые сравнили данные, полученные на пчелах, с активностью генов у людей с расстройствами аутистического спектра, шизофренией и депрессией, оказалось, что работа генов у пассивных пчел и людей с аутизмом действительно имеет значительные свойства.

Однако ученые не проводят точных параллелей между пчелами и людьми. Они отмечают, что пока неизвестно, как именно влияет профиль генной активности на поведение, как в случае насекомых, так и у людей. Более того, пчелы, которые в данных тестах показали себя несклонными к социальному взаимодействию, могут проявлять такую склонность в других ситуациях. Оценить общую социальность отдельной пчелы очень трудно. Но общая идея, что схожие гены могут регулировать социальное поведение даже у эволюционного далеких видов, кажется исследователям перспективной.

«Мы не хотим создать впечатление, что пчелы – маленькие люди или что люди – большие пчелы»,– говорит руководитель группы Джин Робинсон (Gene Robinson). Но авторы работы и их коллеги надеются, что пчелы могут послужить моделью в исследованиях генетически обусловленных расстройств поведения, в том числе и у людей.

Итоги исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Источники:

1. polit.ru